В России полным ходом идёт отзыв лицензий у банков, иначе - зачистка банковского сектора. Организации прекращают свою работу, в редких...
Сообщение К чему привёл отзыв лицензий у банков: топ-5 последствий появились сначала на ГРОШ:.
В России полным ходом идёт отзыв лицензий у банков, иначе - зачистка банковского сектора. Организации прекращают свою работу, в редких случаях попадают под санацию. К чему мы уже пришли, и к чему это приведёт в будущем?
Аналитический центр при Правительстве РФ опубликовал любопытный и довольно смелый для госучреждения обзор под названием "Частные банки: есть ли шансы на выживание?", в котором рассказал о том, до чего уже докатилась банковская сфера, и чем грозит зачистка банковского сектора в дальнейшем, если она продолжится.
Почти весь рынок теперь принадлежит госбанкам
Аналитики пишут, что на протяжении 4,5 лет было отозвано 358 банковских лицензий. Это больше, чем количество отзывов за предшествующие 9 лет до этого. Массовые отзывы лицензий проходили под эгидой борьбы с недобросовестными участниками рынка и угрозой финансовой стабильности. Боролись с теми банками, работа которых не соответствует международным нормативам Базеля III.
Прежде всего под зачистку попадали небольшие частные банки, в результате чего на рынке сформировался серьезный перекос - гигантскую долю рынка заняли банки с госучастием, а также те, кто проходит процедуру санации и, по сути, управляется самим Центробанком.
Топ-15 банков сегодня выглядит вот так:
Среди крупнейших банков по объему активов практически не осталось независимых частных кредитных организаций.
Авторы считают, что больше всего от этого проигрывают небольшие частные банки. Они не могут наращивать свои пассивы и конкурировать с госбанками на рынке кредитования.
Государство спустило 6 трлн рублей на "финансовую стабильность"
Оздоровление банковского сектора, как это называют чиновники, привело к большим финансовым потерям для нашей экономики. Суммарно это порядка 6 трлн рублей.
1 В эту сумму входят расходы на страхование вкладов от АСВ. В частности, за период с начала 2013 года до конца I квартала 2018 года приток страховых взносов составил 458,4 млрд. рублей, тогда как страховые выплаты составили 1,62 трлн. рублей.
С учетом того, что на 1 января 2013 года Фонд обязательного страхования вкладов составлял 205,8 млрд. рублей, чистые потери государства за указанный период от отзывов банковских лицензий составили 954 млрд. рублей. Чтобы их погасить, АСВ пришлось брать кредит у Центробанка в размере 806 млрд рублей.
2 Санации только лишь трёх банков - Бинбанка, Промсвязьбанка и "ФК Открытия" обошлись ЦБ в 2,8 трлн рублей и ещё 0,94 трлн рублей он потратил на санацию остальных банков.
3 Третья часть госраходов - меры, включенные в план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденные распоряжениемПравительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р.
В целях докапитализации российских банков был осуществлен имущественный взнос Российской Федерации на сумму в 1 трлн. рублей в имущество АСВ. АСВ распределило поддержку между 34 банками, потратив на это 0,84 трлн. рублей.
Кроме того, было выделено ещё 138,4 млрд. рублей на докапитализацию ВТБ и Газпромбанка с использованием средств Фонда национального благосостояния, чтобы они могли реализовывать инфраструктурные проекты.
Юридические лица безвозвратно потеряли 510,5 млрд рублей
В отличие от вкладов населения, деньги на расчётных счетах юридических лиц не страхуются, а возмещение происходит в рамках конкурсного производства. Юридические лица являются кредиторами третьей очереди, и процент возврата средств по ним составляет только 22,1%.
На момент перед отзывом лицензий суммарно на счетах банков оставалось 655,3 млрд рублей. При данном "шансе" возврата средств в лучшем случае безвозвратные потери предпринимателей составят 510,5 млрд рублей.
Рынок не становится чище
Авторы обзора пишут, что несмотря на проведенную зачистку, проблемы, ради которой она затевалась, никуда с рынка не исчезают.
Рост доли госбанков в системе нельзя отождествить с повышением стабильности и прозрачности в банковском секторе - пишут аналитики.
Зачастую проблемы банка и контрагентов становились очевидными уже после применения крайних мер - отзыва лицензии. До этого бухгалтерская отчетность, кредитные рейтинги и аудиторские заключения не формировали никаких тревожных сигналов. Реальный масштаб проблем того или иного банка, в первую очередь связанных с дефицитом капитала, становится известным только после введения в него временной администрации.
Более того, проблемы могут быть сейчас и у госбанков, просто пока они ещё не выявлены. Например, они имеют много проблемных кредитов. Кредитный портфель юридических лиц Россельхозбанка на 12,2% состоит из просроченной задолженности (по состоянию на 1 июля 2018 года).
Больше госбанков - больше квазибанковских услуг
Авторы отмечают, что засилье госбанков - отнюдь не лучший вариант развития событий.
Модель госбанка ориентирована прежде всего на выполнение государственных функций: государство может влиять на его политику, определять целевую группу клиентов, предъявлять больше требований к отчетности и контролю за процессами (которые зачастую лишают банк гибкости во взаимодействии
с клиентами, а также снижают уровень принятия риска).
В какой-то момент банковская система может попросту перестать отвечать потребностям клиентов - граждан или бизнеса. В результате будет расти рынок так называемых квазибанковских услуг, которые оказывают микрофинансовые организации.
Сообщение К чему привёл отзыв лицензий у банков: топ-5 последствий появились сначала на ГРОШ:.