На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Блокировка счёта в банке: что разъяснил ЦБ в новой методичке

Безосновательная блокировка счёта в банке без объяснений и шансов на реабилитацию уже давно портит нервы предпринимателям и простым физическим лицам. Чтобы хоть как-то ограничить самоуправство самих банков в этом вопросе Центробанк выпустил новые методические указания.   Что за методические указания?

Вопрос стал «горячим», когда у банков появились дополнительные основания для заморозки денежных средств, доверенных им клиентами по новым поправкам в закон № 115-ФЗ. А с сентября 2018 года банки получили право блокировать денежные операции, если сочтут, что они инициированы не […]

Сообщение Блокировка счёта в банке: что разъяснил ЦБ в новой методичке появились сначала на ГРОШ:.

Безосновательная блокировка счёта в банке без объяснений и шансов на реабилитацию уже давно портит нервы предпринимателям и простым физическим лицам. Чтобы хоть как-то ограничить самоуправство самих банков в этом вопросе Центробанк выпустил новые методические указания.

 

Что за методические указания?

Вопрос стал «горячим», когда у банков появились дополнительные основания для заморозки денежных средств, доверенных им клиентами по новым поправкам в закон № 115-ФЗ. А с сентября 2018 года банки получили право блокировать денежные операции, если сочтут, что они инициированы не самими клиентами, а мошенниками.

Блокировки стали поистине массовым явлением, настолько, что держать счёт в банке стало просто страшно, ведь даже рядовые операции могут вызвать подозрения. Например, о том, за что потенциально может заблокировать Сбербанк можно прочитать здесь.

Просьба ограничить банковский произвол не раз звучала на самом высоком уровне. Вновь такое поручение дал Президент на форуме “Деловая Россия”. Центробанку было поручено принять меры “направленные на недопущение принятия кредитными организациями необоснованных решений об отказе в выполнении распоряжений юридических и физических лиц о совершении операций с денежными средствами.

В ответ на это ЦБ выпустил Методические указания № 5-МР от 22.02.2019.

Документ касается информирования клиентов о причинах блокировок и отказах в проведении операций, либо отказах в открытии счёта.

 

Что рекомендует Центробанк?

1. Предоставлять информацию о причинах блокировок

В рекомендациях сказано, что анализ обращений, которые поступают в ЦБ, показывает, что банки зачастую не предоставляют клиентам информацию о причинах отказа в проведении операций и заключении договоров на открытие банковского счета или вклада, либо такая информация предоставляется в недостаточном объеме для того, чтобы её можно было обжаловать.

Банк России повторно обращает внимание кредитных организаций на необходимость информирования обращающихся к ним клиентов о причинах, послуживших основаниями для принятия кредитными организациями решения об отказе в объеме достаточном для реализации возможности реабилитации клиента, сказано в документе.

В свою очередь, непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе является препятствием для реализации клиентом предусмотренного пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ права представления как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее – межведомственная комиссия), документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия такого решения.

 

2. Информировать о причинах ограничений в дистанционном обслуживании

ЦБ пишет, что к ним стали массово поступать сообщения о том, что клиенты банков стали обращаться по вопросам, связанным с ограничением дистанционного банковского обслуживания обслуживания (ДБО).

Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

ЦБ рекомендует банкам информировать клиентов о причинах ограничения в обслуживании и создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации для защиты своих прав.

 

3. Не принимать решение об отказе в обслуживании только на основании данных других банков

ЦБ отмечает, что ими выявлены случаи, когда решение об отказе клиенту принималось исключительно на основании наличия информации об отказе другими банками. Таким образом, банки руководствуются обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом каких-то противозаконных действий.

Банк России указывал на то, что информация об отказах не является в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе.

Однако такая информация может лишь использоваться при оценке уровня риска клиента в совокупности с другими факторами.

 

ЦБ пригрозил надзором

Повлияют ли данные рекомендации на практику работы банков – большой вопрос. Однако ведомство отметило, что порядок принятия кредитными организациями решения об отказе, а также информирование клиентов о причинах принятия кредитной организацией решения об отказе, являются предметом анализа при проведении Банком России надзорных мероприятий.

Сообщение Блокировка счёта в банке: что разъяснил ЦБ в новой методичке появились сначала на ГРОШ:.

Ссылка на первоисточник
наверх